Блог

Сохранение культуры в эмиграции

Поэтому сегодня хочу рассказать вам о ней: что помогало эмигрантам сохранять свою принадлежность к русскому народу? Начинаем погружение в сложную, но интересную тему.

Невозможно уехать и сразу перечеркнуть свою принадлежность к Родине: но как сохранить свою национальную и культурную идентичность? Ответ простой — праздники и церемонии. Культурная память объединяет людей — и русская диаспора не стала исключением. Центральное место в этом объединении занимает идея. 

После Гражданской войны люди массово уезжали — научная, творческая, экономическая элита переезжали в другие страны. Для эмигрантов большевики разрушали русскую культуру: взяли и вычеркнули историческое прошлое, заменив его праздниками с революционным содержанием. Мол, революцию праздновать надо, а все, что было «до», — вычеркнуть из жизни. Поэтому эмиграция хотела кричать: «Русская культура жива, мы помним историю своего народа, мы ее сохраним!»

В 1920-х становится ясно: домой уже не вернуться, время разбирать чемоданы и пытаться строить жизнь с нуля. Революция дала возможность этим людям иначе оценивать прошлое, переосмыслить свои ценности — это новое прочтение впоследствии и отразилось в жизни эмиграции. Важный вопрос, который мучил всех: как допустили революцию? Что стало той отправной точкой? Однозначный ответ на это дать сложно — как тогда, так и сейчас. Эмигранты поставили себе цель, провозгласили миссию — сохранить культуру. 

Что для этого делали: балы, тематические лекции, концерты, литературно-исторические вечера, даже молебны. Если мы говорим о культурной элите, то часто чествовали учёных; в военной среде праздновали памятные даты военных побед. 

Особая популярность была у произведений Мусоргского, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова из-за отражения русского колорита. Оперные спектакли — неотъемлемая часть культурной жизни русской эмиграции. 

В погоне за прошлом эмигранты пытались сохранить чувство патриотизма, ощутить национальную гордость - и это не только получалось, но и передавалось следующим поколениям. 

Для эмигрантов в ХХ веке
Символ государственности — Пётр I. 
Символ духовности — Сергий Радонежский. 
Символ культуры — А. С. Пушкин. 

Большевики отрицали эти символы - в первую очередь Петра I как олицетворение государственности - и из-за этого даже самые большие его - Петра -  критики увидели в императоре символ патриотизма. Правда, некоторые круги находили в реформах Петра чуть ли не предвестник революции. 

Давайте рассмотрим ещё один громкий процесс — восстание декабристов. Тут тоже есть две точки зрения: с одной стороны есть эмигранты-либералы, для которых декабристы — образец самопожертвования; они боролись с произволом власти и отдали ради этого жизнь; для монархистов, с другой стороны, победа над декабристами — это победа закона над безумием, которое несёт революция. 

Одно из главных торжеств всей научной эмиграции — юбилей Московского университета (ныне МГУ), который отмечали в Париже. Кстати, из этого же вытекала традиция праздновать Татьянин день — он становится ещё и благотворительной акцией. На собранные средства покупались учебники, издавалась научная литература.

День рождения Пушкина стал днем русской культуры: здесь уже сложно дать негативную оценку (хотя и такое тоже было), поэтому этот праздник вся русская эмиграция встречала с восторгом. День русской культуры — день духовного объединения, день вне политики. Он прочно вошёл в культуру и объединил русских эмигрантов по всему миру. 

Все эти праздники служили цели продемонстрировать силу и мощь русской культуры. Наличие общей культуры помогало преодолеть политические разногласия между эмигрантами. 

Культура и история объединяли людей всегда, помогали вспомнить о важном, о высоком, о духовном. Общая историческая память, общее наследие, общий язык помогали  преодолеть раскол в обществе. 

Общество делилось на «своих» и «чужих» в разные времена. Государственность, да и вообще вопросы политические всегда будут вызывать споры. Но разве эти споры могут лишить нас человеческих качеств?

Для главной